Мудрые веды, блог о русской религии и культуре и о другом тоже

суббота, 8 октября 2011 г.

Календарная система древних ариев



     Солнечный зороастрийский календарь — уникальная система счета времени, уходящая своими корнями ко временам формирования индоиранской общности. Но несмотря на свою глубокую древность, календарь этот не потерял своей актуальности, ведь базовые космические циклы, лежащие в его основе, за последние несколько тысяч лет не претерпели существенных изменений.
Этот календарь универсален для всех народов индоевропейской группы, ибо идея создания теофорной хронологии, то есть счета времени по годам, месяцам и дням, посвященным божествам арийского пантеона, возникла еще до разделения семьи арийских народов на иранцев, индусов, славян и др. Общность наших народов и, можно сказать, кровное их родство доказано многочисленными археологическими, этимологическими, ономастическими и культурологическими исследованиями. Поэтому сам вопрос: "Зачем же нам нужен древнеиранский календарь?" — может возникнуть только у человека, не получившего достаточного образования.
     "Иран" — среднеперсидская форма слова "Ариана", то есть "страна ариев". Но иранцы — это лишь ветвь могучего арийского древа, корнями своими растущего из русской земли. Подавляющее большинство современных этнологов сходится во мнении относительно "северного" происхождения индоевропейских народов. Древнейшая цивилизация ариев, что существовала некогда на территории материка Арктида, находящегося ныне под толщей вод Северного Ледовитого океана, хранила бесценные знания о природе Земли и космоса. В результате разрушительнейшего, планетарного масштаба катаклизма Арктида ушла под воду, и жители этой прекрасной страны, воспетой в индийской "Махабхарате" под именем Арьяварты, в иранской "Авесте" под именем Арьяна Ваэджа и в греческой гимнической поэзии под именем Гипербореи, вынуждены были покинуть блаженную обитель, в которой даже время текло по-иному и день длился полгода.
     Свое длительное путешествие к новой родине, растянувшееся на несколько тысячелетий, протоарии начали с предгорий северного Урала. В своем неутомимом поиске лучших земель племена индоевропейцев постепенно заняли территорию всей европейской части материка Евразия. И повсюду, куда бы ни приходили, они несли с собой крупицу древнейшего знания — почитание божественного Огня.
Огонь вырвал человека из мрака животного существования. Огонь обогрел, накормил и защитил от нападения хищников. Огонь — самый высший и самый дорогой дар богов беспомощному человечеству. Вся история эволюции и прогресса нашей цивилизации — это история приручения человеком огня.
Все арийские народы сохранили в своих религиозных обрядах обычаи поклонения Огню Небесному и Солнцу как источнику жизни и всякого земного огня. Протоарии, населявшие некогда Арктиду, имели возможность в полной мере насладиться лицезрением великого светила в течение долгого полярного дня. В этой северной стране и возник в незапамятные времена культ Солнца, распространившийся впоследствии по всей Европе, Средней Азии и Индии, где почитали Солнце под именами Аполлона Гиперборейского, Даждьбога, Митры, Хваршата и Индры.
     Годичное движение Солнца, определявшее смену времен года, а стало быть и жизнь всей окружающей человека природы, не могло не вызвать попыток пытливого человеческого ума постичь суть циклических изменений, происходящих с устойчивым постоянством. Календарь возник как необходимое средство ориентации во времени, без него немыслимо было бы существование человеческого общества, поскольку наша жизнедеятельность неотделима от объективных факторов течения природных процессов, независящих от воли человека. Одним словом, календарь помог человеку выжить, стал нужен ему, как огонь, освещающий путь во тьме — от осязаемого настоящего к неопределенному будущему.
Мы изучаем древнеиранский календарь потому, что именно он сохранил в своей структуре неразрывную связь между течением времени и различными проявлениями божественного Огня. Именно этот календарь содержит в себе семя древнейшего знания, бережно хранимого в течение тысячелетий потомками древних ариев.
     Так уж случилось, что именно иранской ветви арийского древа выпала великая честь слышать проповедь пророка Заратуштры, пришедшего на Землю задолго до Христа, реформировавшего древнюю религию ариев и возвестившего людям о едином Творце неба и земли. Зороастризм, или маздаяснизм, как его называют сами последователи пророка Заратуштры, является материнской религией для таких мировых религий как христианство, ислам и иудаизм. Он оказал настолько огромное влияние на развитие человеческой культуры, что современному человеку, считающему себя образованным, просто непозволительно не иметь хотя бы общего представления об этой древней религии.
Зороастрийский религиозный календарь, которому и посвящена эта книга, представляет собой удивительно стройную систему счета лет, месяцев и дней. Здесь необходимо отметить, что понятие времени для зороастрийцев было святым. Сокровенной частью учения пророка Заратуштры было учение о Зерване — вечном, бесконечном начале, чьей эманацией в физическом мире является время. Поэтому календарь как система летоисчисления был для верующих зороастрийцев той нитью, ведущей к Зервану, которая позволяла им не сбиться с истинного пути. Жить синхронно со временем — значит жить в гармонии с окружающим миром, а ведь гармония — это и есть то изначальное утраченное человечеством райское состояние, к восстановлению которого всем нам необходимо стремиться.
     Именно в следовании предписаниям религиозного календаря зороастрийцы видели единственно возможный путь к пониманию первоначального замысла Великого Творца. Согласно зороастрийской космогонии, в идеальный мир, созданный Хормаздом, вторгся злой дух Ахриман, который разрушил изначальную целостность сотворенной Вселенной и привел все мироздание в состояние хаоса. В противовес благим созданиям Хормазда — Солнцу, Луне и двенадцати зодиакальным созвездиям — злокозненный Ахриман породил семь планет, которые своим путанным петлеобразным движением призваны вносить беспорядок в течение космической и земной жизни. Об этом говорится во многих священных зороастрийских текстах, таких, например, как "Бундахишн", "Денкарт" и "Меног-и-Храд". "Беседы духа мудрости" ("Меног-и-Храд") повествуют: "...Ахриман произвел эти семь планет, тех, что названы семью вождями Ахримана, для того, чтобы похищать и растрачивать счастье - Хварну (Хварна — абстрактная божественная сущность. Сила вдохновения, даруемая небожителями, связанная с огнем и олицетворяющая божественное начало) созданий Хормазда, в противоположность Солнцу, Луне и двенадцати созвездиям. И это касается всякого счастья, которое эти созвездия даруют созданиям Хормазда. Эти семь планет отбирают его у созвездий, Солнца и Луны столько, сколько могут отнять, и отдают его демонам и злодеям, чем увеличивают их могущество
     Солнце и Луна, чье движение по двенадцати благим созвездиям и составляет основу календаря, почитались самыми святыми созданиями Господа Хормазда. Солнце — источник жизни и Луна — ночной светоч наряду с двенадцатью созвездиями были названы в откровении вождями, и от них зависело распределение Хварны, счастья, благополучия и здоровья между смертными. Подчеркнем: календарь считался хранилищем Хварны — Божественного дара харизмы (Харизма  от греч. charizma — "милость, божий дар" — гениальность, исключительная одаренность), отмеченности и благодати. Лишь наличие Хварны, верили зороастрийцы, может позволить человеку преодолеть условности предопределения, вырваться из под власти рока и фатума, диктующего человеку свою волю посредством влияния порожденных Ахриманом планет.
      Последователи пророка Заратуштры были абсолютно убеждены в том, что Хварну дарует Солнце, ведь они даже называли его Хваршат, то есть "блестящее", "светящееся", — именем, однокоренным слову "Хварна". Фарн, или иначе — Хварна, изображался как сияющий нимб над головой осененного Божественной благодатью человека. Впоследствии этот образ проник в буддийскую и христианскую иконографию, став непременным атрибутом пророков и святых. По мнению зороастрийцев, Хварну, а вместе с ней и сверхспособности может получить и простой человек, но вот удержать ее в состоянии только истинный праведник.
      В авестийской книге "Яшт", в "Ривайятах" и "Шахнаме" описывается легендарный царь Йима, трижды лишавшийся Хварны, которая отлетала от него в образе мифической птицы Варагн. В первый раз Хварна покинула Йиму, когда он по наущению дьявола накормил голодных людей мясом; второй раз — когда он позволил своей сестре вступить в порочную связь с демоном, отчего на земле появились обезьяны, медведи и снежный человек; в третий и последний раз Хварна покинула Йиму, когда он, обольстившись собственными многочисленными благодеяниями, назвал себя Богом. После такого страшного кощунства небеса окончательно отвернулись от него, и он стал добычей кровожадного Аждахака (Аждахак, Ажи-Дахака - «Змей-Дахака». В Авестийской традиции - трехглавый змей, созданный Ангра-Манью на погибель мира. Его тысячелетнее правление было прервано героем Траэтаоной /у Фирдоуси - Феридун/, который приковал змея к скале до скончанья времен), который распилил его тело надвое. Этот мифологический образ прекрасно демонстрирует нам результат неправильного использования божественного дара.
Но само понятие Хварны было для зороастрийцев многогранным. Ведь дар Божий может проявиться либо как талант и гениальность, либо как здоровье и долголетие, либо как слава и благосостояние. Кстати, к материальным ценностям зороастрийцы, в отличие от христиан, относились вполне почтительно, и бедность для них ассоциировалась с нежеланием и неумением работать. Подобное отношение к земным благам было и у наших предков, достаточно лишь вдуматься в смысл таких слов как "благосостояние", "богатство", "богатырь", чтобы убедиться в этом.
     Зороастрийцы, жившие в строгом соответствии с календарными ритмами, разделяли Хварну на три вида, которые соотносились с тремя основными понятиями их религиозного календаря.
Высшая отмеченность, так называемая Царская Хварна, соответствует календарному году. Она дается Создателем редчайшим людям как дар. Наличие Царской Хварны позволяет ее обладателю изменять предначертание и самому формировать будущее, подчинять и вести за собой целые коллективы людей, но вместе с тем налагает на человека бремя огромной ответственности за судьбы других. Зороастрийцы считали, что из всех людей, рожденных в течение одного года, лишь один может быть истинным обладателем Царской Хварны. Иметь Хварну Жрецов могут 12 человек, рожденных в один год — по количеству месяцев в году. Хварна Жрецов соответствует календарному месяцу и дается лишь тем, чей род является образцовым с точки зрения нравственности и чистоты. Хварна Жрецов наделяет людей мудростью и налагает на них ответственность за сохранение устоев и традиций. В отличие от Царской Хварны, связанной с будущим временем, Жреческая связана с прошлым, она передается по наследству в виде талантов, способностей и профессиональных навыков. Хварна Жрецов — это династийная отмеченность.
      Но есть и третий вид Хварны, который не даруется Богом, как Царская, и не передается по наследству от предков, как Жреческая. Наличие или же отсутствие ее полностью зависит от выбора самого человека. Это так называемая Хварна Воина, или Общинника, связанная с моментом настоящего времени. Эта отмеченность дается по заслуге добрых дел, исполнения долга. Этот вид Хварны соответствует самому малому делению зороастрийского календаря, а именно — одному из тридцати дней календарного месяца. Поскольку зороастрийский религиозный год включал 360 дней, считалось, что 360 человек, рожденных в течение одного года, могут быть носителями Хварны Воинов. Подобно тому, как каждому из 12 месяцев соответствовал особый вид Хварны Жрецов, так и с каждым днем тридцатидневного месяца связан особый вид Хварны Воинов.
      Каждый год 32-летнего календаря, каждый месяц года и каждый день месяца были посвящены тому или иному изеду — созданному Хормаздом благому духу, которому соответствовало то или иное растение, тотемическое животное, металл, минерал и т.д. Согласно дуалистической концепции зороастризма, в противоположность Хормазду злой дух Ахриман породил вредные растения, сорняки, вирусы и множество омерзительной храфстры: насекомых, скорпионов, змей, ядовитых пауков, пресмыкающихся — так называемых антитотемов, через которых в физическом мире проявляются дайвы-бесы. Каждому изеду противостоит тот или иной дайв, каждому тотему — антитотем, каждому благому делу противопоставляется определенный грех. Вся эта система противостояний и в каждом из нас, в зависимости от того, какую сторону мы выберем, проявляются черты либо тотема, соответствующего календарному дню, месяцу или году рождения, либо антитотема. Качества этих благих или же дурных животных проявляются в человеке не только на психологическом уровне, но даже и на физическом, отражаясь во внешности, делая человека похожим на то или иное животное.
      Зороастрийский календарь сохранил в себе древнейшие тотемические представления, согласно которым человек теснейшим образом связан с животным и растительным миром: у каждого из нас есть свое, индивидуальное тотемическое животное, выполняющее роль связующего звена с многообразнейшим миром животного царства. Но, как уже говорилось, животное царство, как все в мироздании, разделено на две части, к одной из которых относятся благие создания Хормазда, а к другой — порождения нечестивого Ахримана. Поэтому, в лучшем случае, в человеке через черты тотемического животного проявляются качества изеда — покровителя дня его рождения, а в худшем — сквозь личину антитотема будет проступать отвратительная физиономия беса.
     Понятия тотема и антитотема неразрывно связаны с понятиями Хварны и антихварны. На физическом уровне Хварна, данная человеку, проявляется во внешности, делая людей красивыми и привлекательными, наделяя их благородными чертами лица и хорошей осанкой. Знаками Хварны на теле считаются родинки в виде каких-либо фигур или созвездий, но расположенные только в строгом соответствии с указаниями солнечного календаря, согласно которому Хварне определенного дня соответствует определенный знак на теле.
     Антихварна как печать Ахримана также проявляется во внешности и является свидетельством подверженности человека нападкам темных сил. Всевозможные виды физических недостатков и уродств, особенно врожденных, считаются отметинами дьявола. К ним относятся большие родимые пятна, особенно поросшие волосами, раннее облысение, хромота, сухорукость, дефекты речи, излишняя полнота, страшная худоба, непропорциональное телосложение, кривые зубы, всевозможные невралгии и многое другое. Если у человека присутствует семь видов различных антихварн, как это, например, имело место у вождя мирового пролетариата В. И. Ленина, то такой человек считается воплощенным бесом.
     Для того, чтобы заслужить Хварну того или иного солнечного дня, а вместе с ней получить защиту предков и помощь ангела-хранителя, человек должен следовать предписаниям календаря, базовые ритмы которого хранят в себе воспоминание о первоначальной гармонии мироздания, существовавшей до вторжения в него духа-разрушителя. Для снискания внимания высших сил и обретения благодати верующий зороастриец обязан был исполнять так называемые дела долга, составлявшие часть ежедневного религиозного ритуала.
     Великий персидский первосвященник Адурбад, сын Мараспента, непререкаемый авторитет для каждого, исповедующего веру Заратуштры, оставил в назидание потомкам множество различных поучений, так называемых андарзов, среди которых есть и краткое наставление относительно того, какие дела долга следует выполнять в различные дни месяца. Сам Адурбад прославился тем, что при нем была кодифицирована Авеста, собраны и частично реконструированы сохранившиеся фрагменты этого древнейшего религиозного памятника индоевропейцев. Во времена царствования Шапура II (309—379 гг. н.э.), в атмосфере пошатнувшихся под натиском несторианского христианства, манихейства, маздакизма и буддизма идеалов древней зороастрийской религии Адурбад с триумфом доказал правильность своего толкования веры путем прохождения через испытание — огненную ордалию. На грудь ему был вылит расплавленный металл, но он остался цел и невредим, тем самым доказав правоту последователей Заратуштры в споре с еретиками и сектантами. К советам Адурбада зороастрийцы во все времена относились с огромным уважением, и имя его достаточно часто упоминалось в пехлевийской литературе. Мы, рассматривая календарную систему зороастризма, также не можем обойти своим вниманием личность великого первосвященника, оставившего нам в наследство один из ключей к толкованию солнечных дней зороастрийского религиозного календаря.
                                      Адурбад
     Дела долга, которые следует выполнять в разные дни месяца 

1-й солнечный день
В день Хормазда пей вино и женись.
2-й солнечный день
В день Воху-Мана одевай новую одежду.
3-й солнечный день
В день Аша-Вахишты иди в храм огня.
4-й солнечный день
В день Шахревара веселись.
5-й солнечный день
В день Спента-Армайти паши землю.
6-й солнечный день
В день Хаурвата рой каналы для орошения.
7-й солнечный день
В день Амертата сажай кусты и деревья.
8-й солнечный день
В день Хварны мой голову и стриги волосы и ногти.
9-й солнечный день
В день Атара отправляйся на прогулку и не пеки хлеб, ибо это прискорбный грех.
10-й солнечный день
В день Апам-Напата воздерживайся от воды и не тревожь вод.
11-й солнечный день
В день Хваршата отведи своих детей в школу для обучения грамоте, чтобы они стали образованными и мудрыми.
12-й солнечный день
В день Мах пей вино, и собери для беседы своих друзей и проси блага у Царя Луны.
13-й солнечный день
В день Тиштрии посылай детей учиться стрельбе из лука, единоборствам и верховой езде.
14-й солнечный день
В день Гэуш-Урвана осматривай хлева и конюшни и приучай своих быков к плугу.
15-й солнечный день
В день Ардвисуры-Анахиты стриги волосы и ногти, и собирай виноград для вина и кидай его под пресс, чтобы вино было доброе.
16-й солнечный день
В день Михра, если ты несправедливо обвинен кем-то, встань перед Митрой и проси у него справедливости и взывай к нему.
17-й солнечный день
В день Сраоши проси благодеяния благословенного Сраоши ради спасения души.
18-й солнечный день
В день Рашну жизнь весела — делай в святости все, что хочешь.
19-й солнечный день
В день Фравардина не давай никаких клятв; в этот день благословенны жертвы Фравашам, они наиболее приятны им.
20-й солнечный день
В день Вертрагны закладывай фундамент своего дома, чтобы он был быстро построен, и иди на войну и на битву, чтобы ты мог вернуться с победой.
21-й солнечный день
В день Рама призови свою жену и делай с ней, что положено, и наслаждайся; отдавай также, если есть, прошение судьям, чтобы ты мог достичь желаемого.
22-й солнечный день
В день Вата ограничь себя в словах и не предпринимай ничего нового.
23-й солнечный день
В день Вайю делай все, что тебе нравится. Приведи к себе свою жену. Стриги волосы и ногти и одевайся.
24-й солнечный день
В день Даэны убивай вредных зверей и гадов.
25-й солнечный день
В день Арты купи новую вещь и принеси ее в дом.
26-й солнечный день
В день Аштата допусти своих кобыл, коров и самок вьючных животных к их самцам, чтоб это пошло им во здравие.
27-й солнечный день
В день Асмана отправляйся в долгий путь, чтоб вернуться целым и невредимым.
28-й солнечный день
В день Зема не принимай лекарств. 
29-й солнечный день
В день Мараспента чини свою одежду, шей ее и одевай ее; и возьми в постель свою жену, чтобы дитя острого ума и доброго нрава родилось от вас.
30-й солнечный день
В день Анграоши стриги волосы и ногти и прими в постель свою жену, если хочешь породить исключительного ребенка.

      Советы Адурбада относительно исполнения дел долга исключительно полезны для понимания структуры зороастрийского календаря. Сами по себе календарные циклы понимались поклонниками Мазды как воспоминание о неоскверненном райском состоянии мира, и зороастрийцы верили, что исполнение дел долга способствует обретению при жизни райской благодати, то есть Хварны. Но заслужить такой дар можно было лишь путем следования главной заповеди пророка Заратуштры, которая выражалась в короткой молитвенной формуле: "Хукст, Хумат, Хуварст", что означает: "Благие помыслы, благие слова, благие поступки". Зороастрийская дуалистическая концепция предполагала наличие морально-этической триады, которой противостояла триада злых мыслей, злых слов и злых дел. В зависимости от того, какой путь изберет человек и кому он будет служить своими ежечасными мыслями, словами и делами, определялась как посмертная его участь, так и прижизненное состояние, исполненное благодати — Хварны или же лишенное ее. Путь злодеяний ведет к приобретению демонических качеств, которые, пустив корни в психологии человека в теперешнем существовании, не замедлят проявиться во внешности в следующем воплощении в виде так называемых антихварн, то есть физических уродств.
Зороастрийская календарная система предполагала наличие тридцати благих дел и тридцати грехов, соответствующих тридцати дням месяца и ведущих к обретению Хварны либо антихварны соответственно. Эти добродетели и грехи подробно описаны в пехлевийском религиозном тексте "Дадестани-Меног-и-Храд" ("Дадестан-и-Меног-и-Храд" — позднее пехлевийское религиозно-этическое сочинение, построенное в форме диалога. Чтобы понять смысл происходящего, мудрец задает Духу высшей небесной мудрости 62 вопроса, касающихся различных положений веры), то есть "Беседы с Духом мудрости", и мы позволим себе привести цитату из этого в высшей степени интересного сочинения, в котором мудрец вопрошает Духа мудрости по самым разным аспектам религиозной и повседневной жизни.
                                         Меног-и-Храд Глава XXXVI
     Мудрец спросил Духа мудрости: "Какой из грехов на свете самый гнусный?"
Дух мудрости отвечал так:
"Из  грехов,   совершаемых людьми,   грех  противоестественной половой связи наиболее отвратителен.
Вторым наихудшим грешником является тот, кто потворствовал противоестественному половому акту с мужчинами.
Третьим — кто убил праведного человека. 
Четвертым — кто разрушил праведный брак.
Пятым — кто расстроил устроение усыновленного сына.
Шестым — кто потушил огонь Варахрама.
Седьмым — кто убил водяного бобра.
Восьмым — кто поклоняется идолу.
Девятым — кто верует и стремится поклоняться всякой религии.
Десятым — кто потребляет то, что поручено его охране, и становится расхитителем.
Одиннадцатым — тот, через греховность которого поддерживается нечестие.
Двенадцатым — кто не делает никакой работы, но ест незаконно и неблагородно.
Тринадцатым — кто распространяет ересь.
Четырнадцатым — кто совершает колдовство.
Пятнадцатым — кто совершает измену.
Шестнадцатым — кто совершает поклонение демонам.
Семнадцатым — кто совершает воровство и подстрекает к воровству других.
Восемнадцатым — кто нарушает обещание. 
Девятнадцатым — кто действует по злобе.
Двадцатым — кто оказывает давление, чтобы веши других перешли в его собственность.
Двадцать первым — кто расстраивает праведного человека. 
Двадцать вторым — кто распространяет клевету. 
Двадцать третьим — кто проявляет высокомерие.
Двадцать четвертым — кто идет к проститутке.
Двадцать пятым — кто проявляет неблагодарность.
Двадцать шестым — кто говорит ложь.
Двадцать седьмым — тот, кто оскверняет прах умерших.
Двадцать восьмым — кто испытывает удовольствие, удовлетворяя порок и изводя добрых.
Двадцать девятым — кто считает грех безотлагательным делом, а исполнение добрых дел ежедневно откладывает.
И тридцатым — тот, кто скорбит о счастье, которое он доставил другому.
                             Глава XXXVII
      Мудрец спросил Духа мудрости:
"Каковы главные пути и побуждения добрых дел, которыми люди достигают небес?"
Дух мудрости отвечал так:
"Первое доброе дело — это щедрость и великодушие.
Второе — правда. 
Третье — благодарность. 
Четвертое — довольство.
Пятое — желание произвести благодеяние для добрых и стать другом каждому.
Шестое — пребывание без сомнений относительно того, что небо и земля и все блага земного и духовного существования происходят от Создателя Хормазда.
Седьмое — признание бесспорности того, что вся нищета и горе происходят от Ахримана, нечестивого, который проклят.
Восьмое — свобода от сомнений в том, что касается воскрешения и будущего существования.
Девятое доброе дело — это если кто ради любви души вступает в брак, в котором жена будет, как сестра, а муж —как брат.
Десятое — кто усыновляет сирот.
Одиннадцатое — кто обрел привычку усердно трудиться.
Двенадцатое — кто без сомнения в чистой, светлой религии поклонников Мазды.
Тринадцатое — кто добросердечно заботится о способностях и средствах каждого.
Четырнадцатое — кто обретает уважение добрых и сам становится почитателем добродетели, которую он находит среди добрых.
Пятнадцатое — кто ищет привязанности добрых.
Шестнадцатое — кто изгоняет злобу и немилосердие из своего ума.
Семнадцатое — кто не вынашивает недостойной зависти.
Восемнадцатое — кто не вынашивает похотливых желаний.
Девятнадцатое — кто всегда и со всеми умеет поладить.
Двадцатое — кто не вносит расстройства в дела умерших и беспомощных.
Двадцать первое — кто не допускает ни малейшего проявления гнева.
Двадцать второе — кто не совершает никакого греха от бесчестия.
Двадцать третье — кто не проявляет апатии вследствие лености.
Двадцать четвертое — кто не таит в себе сомнений относительно святых существ. 
Двадцать пятое — кто не сомневается в существовании рая и ада, являющихся воздаянием душе, слава которой в небесах и страдание — в аду.
Двадцать шестое — кто воздерживается от клеветы и завистливых взглядов.
Двадцать седьмое — кто создает свое счастье и распространяет его на других.
Двадцать восьмое — кто становится помощником добрых и проклинает злых.
Двадцать девятое — кто воздерживается от обмана и зла. 
Тридцатое — кто дает приют больным, одиноким и купцам."

     Эти тридцать благих дел и тридцать грехов соответствуют тридцати дням солнечного месяца зороастрийского календаря, но не по нумерации, а по их характеристике. 
Как уже говорилось, каждый месяц зороастрийского года насчитывал 30 дней. Двенадцать месяцев составляли 360 дней, и зороастрийцы верили, что до вторжения в мироздание духа-разрушителя Земля обращалась вокруг Солнца за 360 дней. К этим представлениям восходит сама идея деления круга на 360 градусов. Теперешнее положение вещей, при котором продолжительность года составляет 365,24 дня является, с точки зрения зороастрийской космогонии, свидетельством оскверненного состояния мира. Последние, "лишние" 5 дней года последователи Заратуштры называют "проклятыми днями" или "днями скорби по утраченной гармонии мира".
     Двенадцать месяцев были посвящены божествам арийского пантеона. (Если приглядеться, за их чисто персидскими именами можно легко обнаружить и образы русского языческого фольклора ). Отправной точкой ежегодного календарного цикла все арийские народы считали весеннее равноденствие — момент, когда длина светового дня начинала превышать длину ночи. Зороастрийцы не были и не могли быть исключением, не случайно же их называли солнцепоклонниками. Они молились Солнцу и всякий раз с благоговением ожидали восхода, который знаменовал для них начало нового дня. В их системе счета времени сутки начинались не с полуночи — времени разгула бесов, а с реального явления — восхода дневного светила, почитаемого как "Око Хормазда".
      Стало быть, чтобы понять сам принцип древнейшей и правильнейшей системы счета времени, каковой являлся сакральный зороастрийский календарь, необходимо уяснить два основополагающих момента: во-первых, календарный год начинается не с какой-то надуманной даты посреди зимы, как это имеет место в григорианском календаре, а с момента весеннего равноденствия — космического явления, символизирующего для зороастрийцев победу света над силами тьмы и совпадающего с реальным пробуждением производительных сил природы после зимней спячки, а во-вторых, началом дня следует считать не глубокую полночь — время сна праведников и активности ночных хищников и лиходеев, а восход Солнца.
      Как уже говорилось, природа зороастрийского календаря теофорна, то есть дни месяца посвящены божествам пантеона Авесты, причем день того или иного Изеда повторяется 12 раз в течение года. Меняются месяцы, которые также посвящены различным Изедам, но последовательность дней внутри месяца всегда остается неизменной. А когда название месяца и дня совпадают, такой день называется днем месяца и отмечается особым богослужением в честь изеда, которому посвящен день. 

     Зороастрийцы всегда считали, что мир целостен и его теперешнее расколотое состояние лишь временно. Для того, чтобы не усугублять его, а напротив, способствовать скорейшему восстановлению гармонии, они старались жить по календарю, хранящему в себе воспоминание о первотворении. Целостность проявленного мира, неразрывная взаимосвязь его отдельных частей были для зороастрийцев абсолютно очевидны. По их мнению, каждому изеду сопутствует та или иная звезда, соответствуют те или иные металлы и минералы, представители животного и растительного царства. Они придавали огромное значение символике чисел, снов и примет. Во всем окружающем мире они пытались увидеть знаки свыше, и наблюдение за небом было для них не более важным, чем наблюдение за процессами, происходящими на земле.
      Именно в этом ракурсе и нужно рассматривать сакральный зороастрийский календарь. Это в первую очередь путеводитель, использование которого позволит читателю избежать подводных рифов в бурном течении повседневной жизни, а также по-иному взглянуть на себя и на окружающих, ответить на многие вопросы и избежать некоторых ошибок.
Авестийская традиция видит в человеке участника великой космической битвы. В зависимости от индивидуального выбора каждый из нас оказывается в рядах либо светлого воинства, либо воинства мрака, хаоса и разрушения. Для тех, кто сделал свой выбор в пользу света, и предназначена эта книга. В ней даны указания и рекомендации относительно того, как поступать наилучшим образом в определенные моменты времени, дабы не оказаться игрушкой в руках сил зла. 
      Придерживаясь рекомендаций зороастрийского календаря, можно в значительной степени оградить себя от посягательств со стороны темных сил. Например, рекомендуемые цвета являются защитными, выполняют роль оберега, щита, делающего человека менее уязвимым; предметы силы в какой-то степени являются магическим оружием того или иного дня. Правильное толкование снов позволяет получить желанные ответы на волнующие вопросы, а также услышать предупреждение ангела-хранителя о грозящей опасности. Приметы следует расценивать как дорожные знаки, помогающие ориентироваться в сложной обстановке каждодневного бытия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий